Тоборочи бутылочное дерево

Тоборочи бутылочное дерево

Бутылочное дерево (Brachychiton rupestris) или брахихитон наскальный.

При этом названии сразу же возникает перед глазами дерево в форме гигантских размеров бутылки. Это впечатление верно, ибо ствол бутылочного дерева действительно имеет форму пузатой бутылки. В высоту дерево может достигать 15 метров. Что касается диаметра такого дерево, то он может составлять три метра. Австралия – одно из наиболее засушливых мест на Земле, поэтому многие растения приспособились с этим бороться. Бутылочные деревья, например, научились накапливать влагу внутри себя. Такое умение повлияло на их внешний вид – ствол стал похож на толстую бутылку, а сучья начинаются очень высоко, часто напоминая корни. Вот за этот ствол деревья и называют «бутылочными».

Бутылочные деревья растут на востоке Австралии. Местное население использует все части этого дерева, начиная от корней и заканчивая семенами. Сочные темно-зеленые листья брахихитона скармливают скоту, семена и корни молодого растения употребляют в пищу.

Листья бутылочного дерева сочные тёмно-зелёного цвета. Что касается их формы, то на одном и том же дереве у листьев она может быть разная. Всё дело в возрасте листвы. Так вы можете увидеть как простые листья овальной формы соседствуют с листьями, у которых от трёх до пяти лопастей. Это возможно у довольно старых деревьев.

Цветы бутылочного дерева по форме напоминают колокольчики. Они небольшие: диаметр каждого колокольчика около 1,5 см. Цветы собраны в соцветия и потому производят незабываемое впечатление. Колокольчики могут быть разного цвета: зеленоватые, кремовые или белые. Внутри колокольчики сплошь покрыты точечками разных оттенков.

Семена созревают в стручках, длина которых достигает 10 сантиметров. Стручки очень эффектно смотрятся на дереве благодаря фиолетовому оттенку. Именно из этих стручков в форме лодочек и достают семена, которые снаружи покрыты волосками ярко-жёлтого цвета.

Дерево очень любимо местным населением. Когда наступают периоды засухи, листья дерева идут на корм скоту. Кроме этого в верхней части ствола в специальных полостях происходит скопление очень сладкого сока. Это настоящий нектар! Местное население с удовольствием лакомится сладким нектаром, который привлекает насекомых и образуется в специальных полостях верхней части ствола. В условиях засушливого австралийского климата самой важной частью бутылочного дерева является ствол, в котором собирается питьевая вода. Ее с успехом добывают из дерева местные жители.

В дело идёт всё растение целиком. Так, семена бутылочного дерева поджаривают или же едят в сыром виде. Корни молодых деревьев очень сочные и употребляются в пищу в качестве корнеплодов. Чтобы добыть вкусные орешки дерева (семена) приходится изрядно поработать. Дело в том, что семена находятся в стручках, кожура которых толстая. Вдобавок к этому каждое семечко сверху имеет щетину. Именно из-за этой щетины, своеобразного хитона, дерево и получило название – брахихитон. Сбор семян проводят только в перчатках, так как щетина вызывает кожный зуд.

В последнее время стали появляться брахихитоны, которые можно выращивать в домашних условиях. Цветение растения в домашних условиях может происходить только в отдельных случаях при очень хорошем уходе. Растение может длительное время обходиться без воды, но это касается зимнего периода. Летом поливать необходимо регулярно, но не обильно.

Взрослое растение необходимо поместить в просторный горшок, чтобы массивная надземная часть растения приобрела устойчивость. Чтобы растение нормально развивалось, его не стоит размещать на окнах, выходящих на север, поскольку растение требовательно к солнечному свету. Наиболее приемлемой температурой считается 25-28°C в летние месяцы, а в зимний период — 10-16°C. Очень важно регулярное проветривание помещения, так как брахихитон не выдерживает застоявшегося воздуха.

Размножение брахихитона производится с помощью черенков и семян. Пересаживать растение нужно каждый год, если это касается молодых растений. Более взрослым растениям пересадка понадобится через каждые три или четыре года.

Тоборочи бутылочное дерево

. Впрочем, среди переселенцев немало и людей, сознательно остановивших свой выбор на Боливии и живущих здесь вполне счастливо. Я имею ввиду. староверов. Удивлены? Я тоже сначала не мог поверить, что в тропической зоне (подумать только!), неподалеку от Санта Круз обитает целая колония настоящих русских старообрядцев. Но информация была получена из телефонного разговора с консулом Посольства России в Боливии, что, как вы понимаете, совершенно исключало розыгрыш. Поэтому, не медля, я поспешил увидеть чудо собственными глазами, благо деревня лежала почти на нитке моего маршрута.

Читать еще:  Правильная посадка винограда осенью

В течение нескольких напряженных дней, горка за горкой, постепенно спустился я к теплу насыщенного испарениями Санта Круз. Благодаря тропическому климату и обилию плодородных равнин сегодня это самая динамично развивающаяся часть страны, экспортирующая на южноамериканский рынок значительную часть овощей, фруктов, пшеницы и даже чая (весьма, кстати, не дурного). А по экспорту сои провинция является абсолютным лидером на континенте, за что боливийцы должны быть благодарны большой японской общине и немцам (секта миннонитов), поселившихся в этих краях несколько десятилетий назад.

Как и большинство городов, созданных для бизнеса, Санта Круз произвел отталкивающее впечатление своей загруженностью, смогом, липкой жарой да обилием вороватых типов на улицах. Но даже это наряду с необходимостью мыться два-три раза в день не могло затмить радость от возможности надеть, наконец, шорты и маечку. После морозов высокогорья смена одежды была воспринята как праздник тела. Так, в радостном настроении я и покатил на встречу с добровольными отшельниками, по ходу пытаясь вспомнить все, что касается старообрядчества и причин, побудивших носителей этой традиции рассеяться по белу свету.

Немного истории. Старообрядчество возникло в средине 17 века, когда в истории Русской Православной церкви произошло одно из самых драматических событий – церковный раскол. Стоявший в то время во главе церкви патриарх Никон самовольно и авторитарно, ни с кем не советуясь, начал реформирование русского православия по греческим образцам: изменил некоторые обряды, заменил древнее двуперстное знамение трехперстием, ввел в обиход новые книги и обряды.

Огромное число священников и простолюдинов воспротивилось новшествам, что повлекло за собой жестокие карательные акции, причем как со стороны церкви, так и со стороны царских властей. Тех, кто не пожелал изменить старым традициям, сжигали, вешали, ссылали на каторгу. Многие верующие, не дожидаясь расправы, устраивали массовые самоубийства. Только официально зарегистрировано более 20 тысяч случаев самосожжения, самоутопления и других форм суицида. Люди шли на смерть иногда целыми деревнями. Однако большинство староверов предпочло бежать в отдаленные районы Сибири, Дальнего Востока, Поморья и в Прибалтику. Кстати, в Латвии проживает самая многочисленная в мире старообрядческая община.

Впоследствии, после ряда интриг на одном из православных Соборов Никон был осужден, лишен сана священнослужителя и разжалован в простые монахи. Но осуществленные им реформы никто так и не отменил. Любопытно, что сам Никон незадолго до смерти изменил свое отношение к новшествам, признав, что старая вера вполне хороша. Как бы там ни было, но благодаря добровольной самоизоляции в староверам удалось в девственной чистоте сохранить русскую культуру, обычаи и традиции народа. Сегодня из заслуженно считают своего рода генофондом нации, заповедником все еще таинственной русской души. Конец

В гостях у староверов

Потребовалось немало времени, прежде чем язык довел меня по разбитой дороге до деревеньки с красивым названием Тоборочи (букв. Бутылочное Дерево). Бросилась в глаза ухоженность окрестных полей. Видно, что землю здесь любят и лелеют.

Терпеливо ожидая аудиенции я принялся осматривать близстоящие дома. Большинство из них ничем не отличались от среднерусских – те же срубы, баньки по-черному, сеновалы. Лишь некоторые были сложены из камня, и явно имели внутри вполне современную обстановку.

– Ну че, прохoдь, штоль? – выглянула пожилая, но еще очень крепкая, по-сибирски сложенная хозяйка.

Перешагнув порог и неуклюже перекрестившись на образа, я оказался в полумраке по-деревенски пахнущего дома, где в лице Деда меня ожидал обстоятельный допрос: кто, зачем пожаловал, из какой страны и какой религии? В ответ выяснил, что о Латвии, равно как и о большинстве республик бывшего Союза здесь и не слыхивали. Люди практически ничего не знают об изменениях, произошедших на постсоветском пространстве, о войнах, несчастьях и многих других событиях последних лет.

Большинство тоборчан – выходцы с Дальнего Востока, потомки староверов, бежавших туда из центральных районов России от религиозных притеснений. Позднее им пришлось податься в Китай, откуда в 40х – 50х люди вынуждены были снова бежать. На сей раз от Красной Армии и культурной революции. Часть народа переселилась в Австралию, другая бежала в Иран(!), США и Канаду. Многие предпочли выбрать Бразилию, где, кстати, до сих пор проживает большая староверческая диаспора. А примерно 30 лет назад часть в поисках лучшей жизни переселилась в Боливию, основав на юго-востоке страны несколько поселений. Все тоборчане прекрасно владеют как русским, так и испанским языками. Дети посещают школу, где изучают русскую, испанскую грамоту, а так же церковнославянский язык, математику и некоторые другие необходимые в жизни дисциплины. Географии, физике, химии не уделяется практически никакого внимания. Косвенно я столкнулся с этим, сообщив Деду, что совершаю кругосветное путешествие.

Читать еще:  Как правильно срубить дерево топором

– Как это вокрухсветное? Можа скажешь ще, шо землица наша вокруг света ходе? Али хошь, сейчас вот в Писании тебе покажу доказательсьтва, что Землица наша плоска?!

Я разом потерял дар речи, судорожно соображая, как бы выкрутиться из пикантного положения.

На правах гостя меня приняли в одном из соседних домов, окружив трогательной заботой и едва не закормив до полусмерти вкуснейшими блюдами деревенской кухни. После чего повели знакомить с многочисленными “сродственниками”. Ужасно захотелось снять фото- и видеоматериал об этой деревне, показать людей, записать, наконец, их удивительную речь. Hо, к сожалению, накануне здесь уже успели побывать горе-журналисты, которые, не церемонясь, влезли в частную жизнь староверов, интерпретировав затем увиденное абсолютно не считаясь с понятием об элементарной этике. Не удивительно, что на человека с камерой здесь стали смотреть как едва ли не на посланника из преисподней, что по-человечески понятно. Я не стал скрывать наличие оборудования, но демонстративно зачехлил его, уважая волю тоборчан. И люди оценили это. Более того, в течение двух дней пребывания среди староверов мне понемногу удалось убедить их в необходимости отобразить на пленке их повседневный быт. Ведь старики не вечны. А они могут многое рассказать. Одно рукоделие чего стоит! Кстати, одежды – от сарафанов, до косовороток – до сих пор шьют вручную. Иного здесь не приемлют.

А язык! Его слушаешь будто музыку. Грубоватый, но образный, лишенный мусора заимствований, он остался практически неизменным с 19 века. Помимо того сохранились старинные игры, песни. Очень запомнились лица людей, особенно деток. Не отягощенные проблемами городского общежития они были столь чисты, открыты, столь непосредственны, что неоднократно заставляли сердце сжиматься в тоске. Будто встретился с чем-то давно, безвозвратно потерянным. Конечно, как и в любом обществе, в Тоборочи имеется немало своих проблем, поэтому идеализировать староверов было бы очевидной глупостью. Но их внутренняя сила, самодостаточность, непоколебимая вера в Бога и твердое желание сохранять законы предков вызывают огромное уважение.

Расставаясь с деревней, я был щедро вознагражден за терпение – узнав о моем скором отъезде супруга Деда лишь руками всплеснула:

– Во новость! Что ж ты так мало погостил то, Кaсатик? А мы уж тутaй покумекали. Оставайся, а? Девку тебе найдем, крестим по-нашенски: живи себе на здоровье, да нам на радость. Хватит по миру мотаться то, пора о своей хате подумать, да о детишках. А уж хату тебе справить пособим всем миром. Тольки оставайся!

От слов пожилой женщины у меня аж дыхание перехватило. Поймал себя на мысли, что с радостью бы остался среди этих гостеприимных людей, но. В общем договорились, что я постараюсь вернуться в Тоборочи на съемки (если, конечно, деньги найду), а там видно будет, ведь “. пути Господни неисповедимы”.

Бутылочное дерево: какое оно бывает? Бутылочное дерево в Австралии. Бутылочное дерево в домашнем садоводстве

Необычные формы стволов зачастую обеспечивают растениям очень точные, буквально говорящие названия. К примеру, бутылочное дерево действительно внешне весьма напоминает обычную стеклотару. Под этим названием известны несколько растений. В дикой природе наиболее распространено бутылочное дерево в Австралии, которое может достигать весьма впечатляющих размеров. Впрочем, брахихитон (это его научное название) встречается на этом материке и в кустовой разновидности.

Бутылочное дерево в Австралии

Растет брахихитон на северо-востоке континента, в самых засушливых районах. Там, где регулярны дожди, бутылочное дерево не встречается. В высоту отдельные его экземпляры могут достигать пятнадцати метров, в ширину ствол «толстеет» до трех. Такие пузатые растения иногда называют деревом-бочкой. Листья имеют густо-зеленый оттенок. Даже на одном растении они могут отличаться по форме, особенно если перед вами старое бутылочное дерево.

Читать еще:  Правила и схема выращивания астр из семян

Описание его, как бутылки, предельно точное: утолщение ствола около земли уменьшается к макушке. В толстом месте между древесиной и корой существует полость, в которой растение накапливает воду на черный день. В средней части ствола бутылочное дерево имеет еще один резервуар, в котором скапливается желеобразный сладковатый сок.

Цветет брахихитон маленькими колокольчиками, собранными в пышные соцветия светлых тонов – от белого через кремовый до зеленоватого. Из них получаются длинные тонкие фиолетовые стручки, наполненные семенами.

Хозяйственное значение брахихитона

Местное население относится к растению чуть ли не с обожанием. Наиболее ценным считается ствол, в котором бутылочное дерево накапливает воду, без труда извлекаемую аборигенами (и заплутавшими путниками), причем без вреда для растения. Семена и «нектар» считаются лакомством, несмотря на то, что «орешки» извлечь несколько затруднительно: они защищены не только очень прочной шкуркой стручка, но и волосками на самих семечках. Эта щетина вызывает раздражение, поэтому чистят стручки исключительно в защитных перчатках.

Для австралийцев бутылочное дерево – растение многофункциональное: его листва скармливается скоту (и ценится за то, что она есть всегда: дерево вечнозеленое), корни молодых экземпляров идут в пищу наравне с семенами, из коры делается волокно.

Домашний брахихитон

Не так давно появилась возможность заиметь австралийское бутылочное дерево в своей квартире. В комнатных условиях оно вырастает не выше полутора метров и достаточно требовательно к условиям содержания. Так, ему категорически не подойдут помещения с окнами на север, или же придется обеспечить дополнительную подсветку, поскольку брахихитон нуждается в обильном освещении. Во время зимовки его не поливают вообще или поливают крайне редко, летом растение нуждается в регулярном, но не обильном поливе. Важно также соблюдать температурный режим: зимой в помещении не должно быть холоднее 10 градусов, а лучше обеспечить стабильные 16.

Молодое бутылочное дерево пересаживается ежегодно. Особенно внимательно надо относиться к новой емкости: она должна быть достаточно устойчивой, способной выдерживать толстый ствол.

Цветет комнатное бутылочное дерево в редких случаях: все же наш климат ему не слишком подходит. Купить его семена возможно, но гарантировать их всхожесть затруднительно. Поэтому размножают брахихитон черенками.

Комнатное дерево-бутылка ятрофа

Jatropha более известна среди цветоводов. Можно ли это растение отнести к деревьям – вопрос отдельный, но любителям домашних садиков ятрофа знакома именно как бутылочное дерево. Она относится к молочаям; на родине, в Центральной Америке, встречается полторы сотни ее видов, но для комнатного разведения пригодна только Jatropha podagrica. Основание у нее толстое, к кроне оно утончается, и до самых листьев ствол остается голым. Благодаря бутылкоподобному стволу ятрофа накапливает воду, поэтому часто поливать ее не надо. Напротив, при обилии воды утолщение проявляется очень слабо. Зимой частая поливка и вовсе противопоказана: это бутылочное дерево впадает в спячку и сбрасывает листву. Летом ятрофа нуждается во влажном воздухе. Его можно обеспечить обычным пульверизатором, только нужно следить, чтобы капельки не попадали на растение (особенно на листья). В отличие от австралийского американское бутылочное дерево радует хозяев цветением довольно часто. После его окончания ятрофа отращивает несколько больших сочных листьев. В это время она нуждается в обильном поливе.

Еще одно домашнее дерево-бутылка

Его называют по-разному: нолина, бокарнея, бутылочная пальма. Происходит оно из семейства агав и может похвастаться (помимо формы ствола) длинными – до метра – узкими листьями. Цветет нолина только в оранжереях, где ей достаточно пространства, и исключительно с возрастом. Бокарнея ценится цветоводами за изменчивый внешний вид: если поливать растение только после полного высыхания земли и держать его в сухом воздухе при ярком свете, получите ярко выраженную «бутылку» с не очень густой и длинной «гривой». Если свет давать умеренный, а поливать регулярно (но не обильно), будет пышная крона со слабо заметным вздутием на стволе.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector