Виды бонсай

Стили бонсай

Стили, лежащие в основе классификации бонсай, напоминают различные формы деревьев в природе. Эти стили могут трансформироваться в процессе индивидуального творческого осмысления, т.е. деревья не должны обязательно соответствовать какой-либо конкретной форме.

Тем не менее, важность этих стилей состоит в том, что они помогают получить общее представление о формах деревьев и служат в качестве ориентира для успешного формирования бонсай.

Веерный стиль или метла (хокидати)

Веерный стиль подходит для лиственных деревьев с длинным и тонким ветвлением. Ствол – прямой и вертикальный, однако он не доходит до верхушки дерева, так как разветвляется в разные стороны в точке, находящейся на расстоянии около 1/3 от общей высоты дерева. Ветви и листья образуют густую шарообразную крону, которая и в зимнее время поражает воображение.

Формальный вертикальный стиль (тёккан)

Формальный вертикальный стиль весьма распространен в бонсай. Такая форма дерева часто встречается в природе, особенно если дерево растет в солнечном месте, не конкурируя с другими деревьями. Ствол дерева в этом стиле должен обладать хорошей сбежистостью, т.е. постепенно сужаться от основания к макушке. Ветки должны появляться на расстоянии около 1/4 от общей высоты ствола.

Неформальный вертикальный стиль (мойоги)

Неформальный вертикальный стиль распространен как в природе, так и в искусстве бонсай. Ствол растет в целом вертикально, но имеет форму, напоминающую английскую букву «S», а на внешней стороне каждого изгиба растут ветки. Сбежистость ствола должны быть хорошо видна, т.е. основание ствола должно быть толще, чем его верхняя часть.

Наклонный стиль бонсай (сяккан)

Если ветра дуют преимущественно в одном направлении, или дерево растет в тени, оно вынуждено сгибаться в сторону солнца и наклоняться в определенном направлении. В бонсай дерево в наклонном стиле должно расти под углом около 60 – 80 градусов по отношению к поверхности грунта. Со стороны, противоположной наклону, корни должны быть мощные, чтобы удерживать дерево. На другой стороне корни не так хорошо развиты. Первая ветвь, как правило, растет на стороне, противоположной наклону, чтобы обеспечить визуальную сбалансированность композиции. Ствол может быть слегка изогнутыми или совершенно прямым, но при этом более толстым у основания, чем в верхней части дерева.

Каскадный стиль (кенгай)

Дерево, растущее в природе на крутом обрыве, может согнуться под воздействием тяжести снега, упавших камней или других факторов. В бонсай сохранять такое направление роста дерева может быть непросто, поскольку это противоречит естественному стремлению дерева расти вертикально вверх. Каскадный бонсай сажают в высокие горшки. Основание дерева может быть относительно вертикальным, но потом ствол загибается вниз. Макушка дерева, как правило, находится выше края горшка, а остальные ветки чередуются справа и слева на внешних изгибах зигзагообразного каскадного ствола. Ветки расположены горизонтально, чтобы обеспечивать визуальную сбалансированность композиции.

Полукаскадный стиль (хан кенгай)

Полукаскадный стиль, как и каскадный, встречается в природе на скалах берегах водёмов. Нижняя часть ствола растет вертикально, а затем наклоняется вниз и в сторону. В отличие от каскадного стиля, в этом случае каскад оканчивается не ниже дна горшка. Макушка самого дерева, как правило, возвышается над верхним краем горшка.

Литературный (богемный) стиль (бунзинги)

В природе такой стиль дерева можно найти в местах, где деревья растут так густо, а конкуренция между ними настолько ожесточенная, что дерево выживет, только если вырастет выше других. Ствол — вертикальный, но несколько кривой, и полностью без веток, так как только верхушка дерева освещается солнцем. Для визуального состаривания дерева некоторые ветви «заджиниваются» (искусственно умертвляются). Если кора удаляется с одной стороны ствола – это называется «сяри». Эти приемы призваны продемонстрировать борьбу дерева за выживание. Бонсай в этом стиле часто сажают в маленькие круглые горшки.

Стиль дерево, согнутое ветром (фукинагаси)

Этот стиль также ярко демонстрирует деревья, которые борются за выживание. Ветви, а также ствол растут по направлению доминирующих ветров. Ветви могут расти по всей окружности ствола, но в конечном итоге сгибаются в одну сторону.

Стиль двойной ствол (сёкан)

Двойной ствол распространен в природе, но на самом деле не так часто встречается в искусстве бонсай. Обычно оба ствола растут из одной корневой системы, но возможен вариант, когда маленький ствол растет из большого ствола чуть выше основания. Два ствола отличаются толщиной и длиной, более толстый и взрослый растет почти вертикально, а меньший – немного наклонно. При этом они образуют единую крону.

Многоствольный стиль (кабудати)

По сути многоствольный стиль аналогичен двухствольному, но с 3 или более стволами. Все они растут из одной корневой системы. Стволы образуют единую крону, при этом самый толстый из них является самым высоким.

Стиль роща или групповая посадка (йосе-уэ)

Стиль роща похож на многоствольный, но разница в том, что роща состоит из нескольких отдельных деревьев. Наиболее развитые деревья высаживают в середине большого мелкого поддона. По бокам сажается несколько небольших деревьев, которые все вместе образуют единую крону. Деревья высаживают не по прямой, а в произвольном порядке, чтобы роща выглядела реалистично и естественно.

Стиль корни на скале (секийою)

В каменистой местности деревья вынуждены искать своими корнями богатую питательными веществами почву, которая иногда скапливается в трещинах и углублениях. Пока корни не попали в землю, они защищают себя от солнца, покрываясь грубой корой. В случае бонсай, корни растут, оплетая камень, а затем погружаются в грунт в горшке, поэтому уход за таким деревом на самом деле не отличается от ухода за деревом в любом другом стиле бонсай. Для этого стиля подходят, в частности, можжевельники и фикусы.

Читать еще:  Мандариновое дерево дома как ухаживать

Дерево на камне (исицуки)

У деревьев, сформированных в этом стиле, корни растут в трещинах и полостях камня. Это означает, что у них ограниченные возможности для роста и получения питательных веществ. Деревья, растущие в камне, никогда не выглядят действительно здоровыми, что дополнительно демонстрирует сложности их борьбы за выживание. Их необходимо часто поливать и удобрять, поскольку у них мало места для хранения влаги и питательных веществ. Камень, в котором растет такой бонсай, часто помещают в мелкий поддон, который иногда заполняется водой или засыпается мелким гравием.

Стиль упавшее дерево (икадабуки)

Иногда упавшее дерево может выжить, а его ветки начинают расти вверх. Старая корневая система может обеспечивать эти ветви достаточными для выживания питательными веществами. Через некоторое время у них начинают расти новые корни, в конце концов замещающие старую корневую систему. Бывшие ветки, растущие теперь вертикально, превращаются в новые стволы уже со своим собственным густым ветвлением, что происходит за счёт улучшенного питания благодаря новым корням. Эти стволы образуют единую крону.

Стиль мертвая древесина (сяримики)

По прошествии времени, в результате воздействия суровых погодных условий на стволах некоторых деревьев образуются лысые участки без коры. Обычно они начинаются у основания ствола на уровне грунта, и становятся все более тонкими выше по стволу. Интенсивный солнечный свет отбеливает их, создавая весьма живописные элементы дерева. В бонсай для искусственного создания такого эффекта кора снимается острым ножом, а обнаженная древесина после высыхания отбеливается сернистой известью.

Стили бонсай : фото, описание форм и их классификация

Прямостоящая форма (Теккан)

Ввиду своих максимально простых и четко очерченных линий данная форма является первостепенной и важной для каждого без исключения ценителя бонсай, особенно если он начинающий. Она охарактеризовывается прямолинейным стволом конусной формы, толстой корневой системой, распространенной органично в каждую из сторон. Нижняя часть ствола примерно 30% от земли не содержит ветвей, их размер уменьшается к вершине. Данное стилевое решение допустимо для всех деревьев, встречаемых в природе. Большинство иных сложных стилей разработаны на основе именно этого форм фактора.

Деревья, взращенных в стиле «Теккан» выделяются следующими признаками:

  1. конусный прямолинейный ствол, сужающийся к вершине;
  2. массивные корни;
  3. широкие ветви, прогнувшиеся к плоскости земли;
  4. верхушка имеет конический форм-фактор.

Ствол бонсай стилевого решения тёккан разделен на 3 равномерные части.
На нижней части ветви отсутствуют полностью, ввиду чего можно наблюдать кору, ствол и корни, приближенные к поверхности.

Примерно в середине нашли свое место 3 основные ветви. Первая из которых произрастает вправо, в свою очередь вторая — влево, третья направлена на взор смотрящего. Именно данная ветвь №3, придает бонсю эффект глубиности пространства. Эта ветвь обязана быть максимально разветвленной. Ветви, находящиеся по бокам — развернуты в сторону смотрящего, но при этом контур самого ствола из виду не пропадает. Они произрастают в горизонтальной плоскости.
Стволовая часть расположенная выше занята последующими 3-мя менее пушистыми ветвями, поднимающимися вверх и создающими крону из листьев дерева.
Ветки бонсай симметрией отличаться не должны, верхние ветки согласно стилю, короче нижних и менее массивные. Ствол обязан иметь сбежистую форму, говоря проще у основания он толстый на вершине узкий. Органичный стиль теккан подходит для большинства пород хвойной породы (ель, сосна).

Сякан – склоненный ствол

Стилевое оформление, весьма распространенное в бонсай. Дерево взращивается с склоненным стволом, при этом он может быть толстым, также встречаются и узкие стволы, ветви произрастают в 2 стороны. Если позволяет ситуация корни обязаны остаться на виду, чтобы у смотрящего формировалось понимание, будто ствол выворочено из почвы порывом ветра. В данном стилевом решении можно взращивать деревья в независимости от вида.
Нижняя ветвь в данном примере произрастет в сторону к общему стволовому уклону.

Все ветви выгнуты, верхушка склонена по направлению вперед. Бонсай высаживают в продолговатую емкость, чтобы древесная масса размещалась над 50% высоты контейнера. Если емкость круглая — растение сажают в центре.


С одного бока корни поверхностного расположения развиты, что создает впечатление прочности, а с другой, корни скрыты в глубине земли.
В природной среде такого рода растения можно повстречать на участках, на которые редко проникает солнечный свет.

Кенгай — каскад

Форм-фактор деревьев, растущих каскадом в природе можно повстречать на всевозможных обрывах. Такие деревья в естественной среде глубоко укорены в горные породы и растут по направлению к плоскости земли, свисая со скал. Ствол такового дерева чрезмерно склонен к емкости в которой произрастает бонсай. Емкость обязана быть высокой, верх дерева опускается даже ниже самого контейнера. Для воплощения данного стилевого замысла подбирают растения пластичные от природы, например, можжевельник.

Крона располагается ниже верхней грани емкости. Это трудоемкий для воплощения стиль, так как все растения в независимости от вида стремится наверх. Иногда вместо ствола каскадом склоняется одна из ветвей.
Для посадки бонсая «каскад» берут глубокие емкости. Стиль «каскад» неплохо совместим с соснами, пиракантами. Не совместим с деревьями с толстыми, не гибкими стволами.

Банкан

В данном стилевом решении ствол скручивается в узел в низу ствольной стрелы. Для данного стиля прекрасно подойдет фикус. Формирование следует начать до начала становления кроны, чтобы сам ствол не преломился. При последующем росте часть ствола, завязанная в узел, утащиться и с течением времени совместятся.

Стиль Банкан является своего рода подстиль моёги (прямой но неравномерно растущий ствол).
Сама структура ствола изгибается от времени и носит наименование банкан, что в переводе означает «кольца змеи».
Все порядки, касающиеся формирования ветвей и прочих пропорций сопоставимы с принципами, применяемыми в тёккан.

Полукаскад —производное стилевое решение от кенгай. В природной среде деревья, сформированные полу каскадом встречаются вдоль речных берегов.

Читать еще:  Посадка роз осенью с закрытой корневой системой

Полукаскадная крона припускается ниже грани емкости, в которой высажено деревце. В стиле хан-кенгай оно произрастает практически горизонтально, деревце вытягивается прямо вверх, после чего склоняется в определённую автором сторону причем довольно резко. Три основополагающие ветви имеют существенные различия, если вы на бонсай смотрите с оборотной грани каскада.
Чтобы взрастить деревце-бонсай согласно данному стилю вам необходима емкость довольно внушительных размеров, он в конце концов подчеркивает характерные аспекты данного стилевого решения. Для того чтобы конструктив предавал устойчивости композиции, относительно небольшую часть верхушки перенаправляют в противоположную сторону от ствола.


«Полукаскад» отлично подходит для взращивания всех видов деревьев, за исключением массивных, и практически не гнущихся.

Стиль Бундзинги

Очень нехарактерный стиль с часто встречающимися оборотами и несколько склоненный к земной плоскости. В качестве основы формирования исходного материала, применяют деревья с густыми ветвями, нижнюю часть ствола которых освобождают от веток. Основополагающее условие — верхушка молодого побега произрастает на старом древесном стволе. Данная форма является для дерева природно-естественной. Для взращивания бонсая такого форм-фактора подойдет кедр.

Элитарный стиль — обособленный тип рисования, который используют художники родом из Японии, рисуя на холстах деревья, которых в естественной среде не встретить.

Нехарактерные стандартным канонам формы деревьев, выполненных в данном стиле распространяли представители течения «Южная Сун», в этой связи эта школа стала иметь наименование «живопись ученых». В XVIII в представители течении заинтересовались бонсай. Ввиду чего для деревьев данной школы характерны весьма необычные типа размеры стволов с относительно малым числом ветвей.

[note]Стилевая особенность — изогнутый ствол, с отсутствием даже небольших веток. Крона находит себе место исключительно в верху. Изюминка данного стилевого решения — его неповторимость. Вид дерева напрямую зависит от фантазии художника бонсаиста.[/note]

Бунжин-стиль не располагает сводом четких и неоспоримых правил, плюс ко всему, акцент автор формирует на высоком, но при этом весьма тонком и значительно скривленном древесном стволе. Для бонсай этой стилевой композиции потребуется емкость специфического форм-фактора: круглый, с гранями, которые находятся вверху.
В природе искривлённые деревья повстречать не так просто, когда ввиду того, что света очень и очень мало у них отмирают все ветки внизу, а ствол хилеет и гнется. Литературное стилевое решение подходит для воплощения бонсая через сосны.

Стиль Хокидати

Это еще один стиль в котором деревья выращиваются согласно природному принципу – прямостоящими. Деревья по типажу походят на обычный веер, установленный на своего рода постамент. Ветви, как равно и корни расходятся по всем сторонам света. Если наблюдать дерево в состоянии, когда листва отсутствует, крона металлообразного бонсай выглядят весьма изящно, напоминая отточенный графический рисунок. За основу воплощения такого деревца подойдет клен или вяз. Не советуем применять такую породу как береза.

Ствол устремлен в вертикальной плоскости, но при этом не сильно, и все имеющиеся на кроне ветви выходят из одного места. Крона плотная имеет сферический форм-фактор чем то отдаленно напоминают метлу. Ввиду наличия многочисленных веток относительно небольшой величины деревце располагает весьма эффектным образом, даже в то время когда на нем отсутствует листва.
Хокидати-стиль приемлем деревьев лиственных пород , дзельква и граб придутся очень кстати.
Сабамики — оголенная площадь ствола с малым количеством лист. Ствол с трещинами.

Сяримики

Ствол окорён по типу отмирающего с течением лет дуба. В природной среде можно лицезреть подобное дерево, если в него совсем недавно попал молниевый заряд, ввиду чего оно частично обгорело, при этом другой сегмент остается живым. Данное стилевое решение весьма непросто в воплощении, нужно каким-то не естественным образом частично умертвить дерево, таким образом, чтобы оно продолжало радовать глаз. Для воплощения стиля подойдут любые породы деревьев, имеющие класс долгожителей (дуб).
Сярими прекрасно совместим с можжевельником, так как у данной древесной породы произрастающей на склонах, огромные части ствола находятся под атакой солнечных лучей, ввиду чего являются отбеленными.
Сегменты мертвого дерева в культуре бонсай имеют серьезное значение и являются своего рода главным аспектом композиции. Омертвевшие стволовые участки в культуре именуют «сяри», а не живые и безлиственные ветки — «джины». Данные структуры воссоздаются искусственным образом путем отрезания сегментов коры и отбеливания их составами на основе химических реагентов. В той области ствола, где кора срезана, сокодвижение не происходит. Следует помнить, что оставшиеся части дерева будет жить за счет живых областей.

Виды и стили формирования бонсай

Бонсай – небольшое, можно сказать даже крохотное деревце, мода на выращивание которого пришла к нам из Японии. Там, в стране восходящего солнца, уход за миниатюрными деревцами считается древней традицией. Растения выступают своеобразным символом семейного счастья и благополучия, потому торжественно переходят от одного поколения к другому. К нам тенденция выращивания бонсай пришла относительно недавно, но уже известны основные секреты и приемы этого искусства. Маленькое дерево вызывает чувство восхищения, оно притягивает взгляд необычностью, изысканностью и миниатюрностью формы. Примечательно, что данный тип растений бывает различных видов. Каждый уникален и прекрасен, потому сможет стать украшением или очаровательным дополнением любого интерьера современного жилого либо офисного помещения.

Читать еще:  Все о пеларгониях «Ангел»

Виды деревьев бонсай

Большое количество деревьев бонсай относится к вечнозеленым. Такие растения создают вокруг себя теплую обстановку комфорта и уюта. Вечнозеленое дерево будет радовать глаз круглый год, независимо от погоды за окном. Насыщенно-изумрудные оттенки листочков бонсай подчеркнут очарование зарождающейся весны и буйное окружение зелени лета. Они смогут также легко составить гармоничную палитру с желто-багряной листвой осени и яркий контраст снежно-белой зиме. Как в природе меняются сезоны, так разнообразятся и виды крохотных комнатных деревьев. Некоторые из них проявляют себя наиболее эффектно, наряжая листочки в краски осени, другие впечатляют нежными расцветками весеннего цветения.

Существуют виды бонсай, вся красота которых в полной мере открывается летом – насыщенные оттенки зелени успокаивают и будто вносят в дом уют. Отдельно стоит отметить вид деревьев, отличающихся от остальных причудливой формой веточек и самого ствола. Загибающиеся и переплетающиеся в разных направлениях ветки будто создают уникальный узор, скрывая в себе некую тайну. Глядя на такой бонсай, особенно, когда дерево сбросило листву, представляется то буйное течение реки, то перекаты морских волн, то ребристые облака, плывущие по небу.

Основные формы и стили миниатюрных деревьев

Если вы попали под очарование миниатюрных деревьев, которые можно растить прямо дома, следует обратить внимание на основные возможные формы и стили этого очаровательного растения. Распределения на такие категории происходило в естественных условиях. Потому модели бонсай повторяют их форму произрастания на природе.

Сякан . Сякан – один из самых популярных стилей, характеризующийся наличием наклонного ствола. Древесная композиция может иметь толстый или не очень толстый наклоненный в сторону ствол, с обеих сторон украшенный раскидистыми мини-кронами. Опытные коллекционеры любят оголять корни растения, создавая иллюзию, будто дерево чуть выкорчевано из земли свирепым ураганом. Стиль Сякан приемлем для выращивания почти всех видов деревьев (липа, сосна, клен, туя и прочие). Смотреть фотогалерею

Сожу . Наиболее простым, соответственно, незатруднительным в выращивании и формировании является стиль Сожу. Для его создания достаточно нескольких деревьев бонсай, высаженных в одном небольшом пространстве. Разные формы и размеры растений гармонично объединяются в достаточно симпатичный для визуального восприятия стиль Сожу. Смотреть фотогалерею

Теккан . Дерево в стиле Теккан практически не нуждается в формировании – оно просто растет и радует окружающих своим присутствием. Его основная особенность – в отсутствии особенностей. Это деревце тянется вверх, создавая простые и ясные линии очертания. Такая форма является основоположницей многих классических стилей выращивания бонсай. Смотреть фотогалерею

Банкон . Наверное, самым причудливым и замысловатым можно по праву назвать стиль Банкон. Он выражен в наличии тугого узла у основания деревца. Если вы выбираете такие стили формирования бонсай, следует знать – здесь наиболее оптимально подойдут гинкго или фикус. Причем, формировать ствол необходимо, когда растение еще совсем молодое, а сам ствол достаточно гибок. Смотреть фотогалерею

Бундзинги . Бундзинги – стиль, довольно сложный по уровню формирования. Здесь присутствуют обороты ствола, частые изгибы и наклон общей линии. Для выращивания данного стиля лучше всего подходят такие породы бонсай, как сосна или кедр. Важным условием формирования является старое основание ствола и молодая верхняя часть. Нижняя часть освобождается от веток, тогда как верхняя остается густоветвистой. Смотреть фотогалерею

Мойоги . Мойоги по-другому называют неправильным прямостоящим стилем. Его основное отличие от Теккан в том, что ствол может быть изогнут в любом направлении в любом месте. Как правило, такие деревья выращиваются с несколькими изгибами, формирующимися в нижней части ствола. При этом обязательным условием выступают корни, которые видны над поверхностью земли. В таком стиле можно выращивать дуб и клен, сосну и можжевельник. Смотреть фотогалерею

Хокидати . Метлообразный Хокидати представляет собой большую крону на ровном стволе. Для этого стиля рекомендуются такие породы как кипарисовик, клен, дзельква, вяз. Дуб, ива или береза, напротив, категорически не подходят. Ветви и кроны дерева должны расходиться в разные стороны, напоминая по форме метлу или объемный веер, установленные на ручке. Смотреть фотогалерею

Фукинагаси . Дословный перевод названия этого стиля – ствол на ветру. Из такой интерпретации названия сразу становится понятна форма растения. Формируют данный стиль простым, но не совсем легким способом – здесь необходимо, чтобы и ветви, и ствол были направлены в одну и ту же сторону. Идеальным выбором для Фукинагаси станет береза или сосна. Смотреть фотогалерею

Выбирая бонсай как комнатное растнеия следует знать, что некоторые виды требуют особого ухода, нуждаются в контроле за уровнем влаги, температуры и особого формирования. При выращивании необходимо, в зависимости от породы дерева бонсай и его будущего стиля, осуществлять своевременную подрезку, обрезку, прищипку новых побегов и верхушки, удаление сухих ветвей. При соблюдении несложных правил, легко добиться желаемого результата и любоваться миниатюрным деревцем, форму которого вы создали самостоятельно.

{SOURCE}

голос
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector