Все растущие в воде растения водоросли

Контрольная работа по теме: «Водоросли»

Контрольная работа по теме: «Водоросли»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Муниципального образования «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия)

биология 6 класс линия УМК

учитель биологии и химии

I. Решите, правильно или непра­вильно то или иное суждение. Вы­пишите номера правильных суждений.

1. Все растущие в воде растения — водоросли.

2. Поверхность прудов летом бы­вает сплошь затянута водорослью — ряской.

3. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (на коре деревь­ев, на почве и в почве).

4. Хламидомонада может поглощать из воды растворенные в ней органи­ческие вещества.

5. Нитчатая водоросль улотрикс образует тину.

6. Спирогира — зеленая нитча­тая водоросль.

7. Хроматофор у спирогиры ча­шеобразный.

8. Зеленые нитчатые водоросли обогащают воду кислородом.

9. Бурую водоросль ламинарию в некоторых странах используют в пищу.

10. Спирогира, ламинария, красная водоросль порфира — представители трех отделов водо­рослей.

11. В пресных водоемах встреча­ются одноклеточные колониальные водоросли — вольвокс и пандорина.

12. Красные морские водоросли не выделяют в воду кислород.

1. К одноклеточным зеленым водо­рослям относятся:

2. Примером одноклеточных жгу­тиковых водорослей является:

3. Бурые водоросли могут жить на глубине:

4. Плоский таллом ульвы дос­тигает;

5. Размножение одноклеточных во­дорослей происходит:

а) бесполым путем; б) половым путем; в) бесполым и половым путем.

6. Нитчатая зеленая водоросль улотрикс встречается в :

а) стоячих водоемах (пруды, озе­ра, водохранилища);

б) пресных проточных водоемах;

в) в морях и пресных водоемах.

7. Хроматофор спирогиры имеет вид:

а) извитой ленты; б) сеточки; в) пояска.

III. Определите по рисунку тип размножения водоросли и опишите его:

IV. Назовите указанный органоид, опишите его функции:

Тест по теме «Водоросли» Вариант 2.

I. Решите, правильно или непра­вильно то или иное суждение. Вы­пишите номера правильных суждений.

1. Одноклеточная водоросль хла­мидомонада хорошо различима не­вооруженным глазом.

2. Хламидомонада имеет две пульсирующие вакуоли.

3. Оболочка хламидомонады имеет зеленую окраску.

4. Хламидомонада питается только как зеленые растения — об­разует органические вещества из неорганических, используя солнеч­ный свет.

5. При наступлении неблагопри­ятных условий хламидомонады об­разуют гаметы.

6. Одна хламидомонада образует от двух до восьми гамет.

7. Хлорелла не имеет жгутиков.

8. Тело бурых водорослей дос­тигает в длину до пяти и более мет­ров.

9. У многих бурых водорослей имеются широкие листья.

10. У ламинарий имеются корнеобразные образования — ризои­ды.

11. Красные водоросли для об­разования органических веществ могут использовать такие сол­нечные лучи, которые проника­ют на большую глубину и недоступны для других водорос­лей.

12. Морские водоросли накапли­вают в своем теле йод.

II. Выберите правильные ответы:

1. Пульсирующие вакуоли имеют:

а) все одноклеточные водоросли;

б) немногие одноклеточные водо­росли;

в) многие одноклеточные водо­росли.

2. Нитчатая водоросль спирогира встречается:

а) почти в любом пруду и заводи реки;

б) только в пресных водоемах с чистой прозрачной водой;

в) в любых пресных водоемах и морях.

3. Из многоклеточных водорослей в морях растут:

а) только бурые и красные водо­росли;

б) зеленые, бурые и красные во­доросли;

в) только зеленые и красные во­доросли.

4. Тело многоклеточных морских водорослей:

а) не имеет ни корней, ни стеб­лей, ни листьев;

б) имеет небольшие корни и ли­стья;

в) имеет листья и может иметь небольшие нитевидные корни.

5. Имеющиеся у многих бурых и красных водорослей ризоиды слу­жат органами:

а) прикрепления к субстрату;

б) всасывания воды и растворен­ных в ней минеральных солей;

в) прикрепления к субстрату и всасывания воды и растворен­ных в ней минеральных и

6. Одноклеточные водоросли, имею­щие светочувствительный глазок:

а) хлорококк; б) хламидомонада; в) цистококк.

7. Красные водоросли преоблада­ют на глубинах;

а) до 50 м; б) до 100 м; в) до 200 м.

III. Определите тип размножения водоросли и опишите его:

IV. Назовите указанный органоид, опишите его функции:

II. 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-в, 6-а, 7-а

III. Бесполое размножение путем деления клетки. Происходит при благоприятных условиях. Образуются 2 , 4, 8 зооспор.

IV. Хроматофор. Содержит хлорофилл, в нем происходит фотосинтез.

I. 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12

II. 1-в, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б, 7-в

III. Половое размножение. Происходит при неблагоприятных условиях. Содержимое клетки делится, образуются половые клетки – гаметы. При слиянии гамет образуется зигота. В состоянии зиготы водоросль переживает неблагоприятные условия. Затем зигота прорастает и дает начало новому растению.

IV. Светочувствительный глазок. Воспринимает свет, который необходим для фотосинтеза.

Использованные интернет-ресурсы и литература:

http://bio9klass. blogspot. ru/2011/10/blog-post_20.html

Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / , О. А Корнилова, ; под ред. проф. . – 3-е изд. перераб. – М.. : Вентана-Граф, 2010

Водоросли донные и плавучие – ВОДОРОСЛИ – СЛОЕВИЩНЫЕ РАСТЕНИЯ – РАСТЕНИЯ

Слоевищем называется тело живых организмов некоторых групп (водорослей, грибов, лишайников, но никогда – животных). Отличительная черта слоевища – сходство клеток и отсутствие органов. Все клетки слоевища устроены почти одинаково, и все части тела выполняют одинаковые функции.

Тело многоклеточной водоросли называют слоевищем. Клетки слоевища большинства водорослей могут делиться в одном направлении, образуя нити, или в двух – образуя пластины.

Схема деления клеток водорослей.

§ 19. Водоросли донные и плавучие.

Определяем проблему урока

Антошка: Мои рыбки в аквариуме все водоросли съели – и валлиснерию, и рдест.

Биолог: Ты ошибаешься, валлиснерия и рдест – цветковые растения. Не всё, что в воде растёт, – водоросли.

• Чем различаются взгляды Антошки и биолога? Что нужно обсудить на уроке, чтобы Антошка согласился с биологом? Сравни свой ответ с авторским вариантом (стр. 171).

Вспоминаем то, что знаем

• Какие газы выделяют и поглощают растения? (§1,2)

• Какие вещества должны поступать в каждую клетку растения? (§1,19)

• Как делятся клетки грибов? (§ 15)

• Что такое фотосинтез? (§ 19)

Решаем проблему, открываем новые знания

• Чем отличаются донные и плавучие водоросли?

Самые древние растения – водоросли. Легко догадаться, почему они так называются: почти все водоросли обитают в воде. Немногие – на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озёра лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.

Как и все растения, они способны фотосинтезировать. Водоросли потребляют растворённые минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворёнными в воде органическими веществами.

Существуют водоросли одноклеточные и многоклеточные, в форме шариков, нитей, пластин, кустиков. Водоросли всасывают растворы питательных веществ и выделяют кислород всей поверхностью тела. В теле водоросли вещества передаются от клетки к клетке. Именно поэтому не бывает толстых водорослей – от клетки к клетке вещества передаются слишком долго (рис. 19.1 —19.2).

19.1. Одноклеточная зелёная водоросль хламидомонада. Её хлоропласт имеет форму чаши. Красный глазок различает освещённость, а биение жгутиков толкает водоросль.

19.2. Клетка зелёной водоросли спирогиры. Её тело – нить из удлинённых клеток. Хлоропласты в виде лент.

Планктонные водоросли тонут, но очень медленно

Главный источник пищи морских животных – планктонные водоросли.

Планктоном называют мелкие организмы толщи воды (водоросли, цианобактерии, рачки и личинки других животных), не способные самостоятельно перемещаться на большие расстояния.

Планктонные водоросли медленно тонут, но потоки воды возвращают их наверх (рис. 19.3).

19.3. Движение потоков воды.

Вода поглощает свет, и на глубине освещённость ниже, чем наверху. Прозрачность воды зависит от мутности, поэтому чем чище вода, тем глубже слой, в котором водорослям ещё хватает света (рис. 19.4).

19.4. Изменение освещённости с увеличением глубины.

• От чего может зависеть глубина освещённого слоя воды?

Процветают только те планктонные водоросли, у которых есть приспособления, замедляющие их погружение. У одних это лёгкие капли жира или пузырьки газа, увеличивающие плавучесть. У других – длинные и тонкие выросты, замедляющие погружение трением о воду (рис. 19.5).

Планктонные водоросли употребляют в пищу рыбы и мелкие рачки, в свою очередь поедаемые хищными рыбами и китами.

19.5. Планктонные водоросли.

Бентосные водоросли прикреплены ко дну

Бентосом называют организмы, обитающие на дне водоёмов. Водоросли легко удерживаются на камнях, с трудом удерживаются на песке и совсем не удерживаются на иле.

К грунту водоросли прикрепляются утолщённым или ветвистым наростом. Некоторые водоросли выглядят как твёрдая корка или щетинистые кустики. Другие – как нити, ветвящиеся жгуты, ленты или надрезанные пластины.

Вода поддерживает тела водорослей и не даёт им упасть. Сильный поток может порвать водоросль. Обрывки водорослей в воде не гибнут, однако закрепиться на грунте уже не могут.

Сравниваем свой вывод с авторским

Водоросли самых разных форм усваивают свет и растворы минеральных веществ всей поверхностью тела. Тело многоклеточных водорослей состоит из похожих друг на друга клеток и называется слоевищем.

Слоевище. Водоросли. Планктон, бентос

Применяем новые знания

1. Как планктонные водоросли удерживаются в освещённом слое воды?

2. Как делятся клетки многоклеточных водорослей?

3. Подготовь доклад о разных отделах водорослей, сравнив их друг с другом. Используй материалы “Для самых любознательных” после параграфа.

4. Каким образом пополняется запас минеральных веществ в среде обитания планктонных и бентосных водорослей?

5. В каких условиях получают преимущество водоросли в форме твёрдых корок?

6. Какие особенности строения водорослей немыслимы у наземных растений?

7. Найдите в Интернете фотографии водорослей фукус (Fucus) и литотамнион (Lihotamnion), сохраните их у себя на компьютере, покажите своим товарищам. Затем загадайте один из снимков и объясните товарищу, какой снимок ты загадал, не упоминая цвет водорослей, а говоря лишь о их форме.

8. Вообрази, что, переплывая озеро на лодке, ты уронил в воду тяжёлый ящик. Ты решил вернуться позже с аквалангом и разыскать на дне этот ящик. Изобрети способ пометить место, где находилась лодка в момент падения ящика, чтобы легко найти его по возвращении. Все необходимые для этого материалы есть на лодке. Расскажи, как твоя идея связана с многообразием форм водорослей.

Мои биологические исследования

Налей в трёхлитровую банку воду из пруда или реки. Выставь банку у южного окна на две недели. Перемешивай воду утром и вечером. Когда вода позеленеет (“зацветёт”), рассмотри под микроскопом капли воды и водоросли, соскобленные со стенок и дна. Зарисуй водоросли. Если сумеешь различить органеллы клеток водорослей, зарисуй и их. Банку с водорослями сохрани до следующей лабораторной работы.

Для самых любознательных

Водоросли – красные, бурые, зеленые. Отделы водорослей

Здесь и далее цветом выделены те систематические группы, которые мы не будем рассматривать в учебнике.

Зелёные водоросли обитают (за редким исключением) в пресной воде. Их насчитывается свыше 20 000 видов.

Зелёный налёт и шелковистые нити на камнях и столбах под водой, космы грубых нитей, плавающие в прудах, крошечные зелёные шарики, придающие зелёный цвет озёрам и водохранилищам в период цветения вод, — всё это зелёные водоросли.

Бывают одноклеточные зелёные водоросли; некоторые представляют собой колонии из нескольких слипшихся оболочками или погружённых в слизистый чехол клеток, многие — неветвящиеся нити, ветвящиеся нити одной толщины, толстые жгуты с тонкими веточками, ветвящиеся пластины, жгуты с пластинами на них (рис. 19.1 — 19.2).

У некоторых водорослей выделяют группы клеток с особыми функциями.

У одних зелёных водорослей в каждой клетке по одному ядру, у других — десятки ядер. Есть крупные водоросли со многими ядрами, но не разделённые на клетки клеточными стенками.

Красные водоросли – это растения в форме ветвистых слизистых нитей и пластин. Но некоторые из них имеют вид твёрдых кустиков, пропитанных известью.

В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся другие пигменты, позволяющие усваивать свет, доходящий до больших глубин. Ведь на поверхность водоёма падает белый свет, а до глубин доходит только голубой. Эти пигменты и придают водорослям красный и багровый цвет.

19.6. Красные водоросли.

Бурые водоросли – обитатели солёных вод с телом в виде нитей или пластин из сросшихся нитей. Тело некоторых водорослей (например, фукусов и ламинарии) напоминает наземное растение: имеет подобие листьев, корней и стебля. Но состоят эти части из похожих клеток и функции их почти не различаются.

Бурые водоросли образуют на мелководьях густые заросли, служащие источником пищи и укрытием для многих животных. Слоевища плавают (у некоторых есть специальные пузыри с воздухом), прикрепившись основанием к грунту.

Большинство бурых водорослей вегетативно не размножаются. Хотя оторванный кусок слоевища не гибнет, но и прикрепиться ко дну не может.

19.7. Бурые водоросли.

Зелёные, красные и бурые водоросли

Применяем новые знания

1. Какие группы водорослей ты знаешь?

2. Какую роль играет движение воды в жизни водорослей?

3. Почему численность океанических водорослей вблизи берегов гораздо выше, чем в открытом океане за сотни километров от берега?

4. Найди в Интернете фотографии водорослей родов хлорелла, спирогира, ульва, порфира, анфельция, ламинария, падина, диктиота, фукус. Выбери любые три пары видов и напиши, чем различаются внешне виды в каждой паре.

5. Вообрази, что ты хочешь завести у себя дома в аквариуме планктонные водоросли. Какие проблемы с культивированием водорослей могут возникнуть? Придумай способы решения этих проблем.

6. Вообрази, что ты живёшь далеко от моря, но хочешь иметь морские бентосные водоросли у себя в аквариуме. Какие знания тебе понадобятся для этого? Напиши план действий по приобретению такого аквариума, доставке водорослей и их содержанию.

Водоросли
методическая разработка (биология, 6 класс) на тему

Тема: Тема: Многоклеточные водоросли. Значение водорослей.

Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения многоклеточных водорослей.

Оборудование: таблицы, гербарий водорослей.

Колыбель воды меня качает

Племя мне подобных населяет

Океаны, реки и моря

С крошкой мхом и дубом великаном

сохраняем облик первозданный,

цвет зелёный драгоценностью блестит в воде.

Ребята, о каких организмах идет речь в этом стихотворении?

Ребята, что вы уже знаете о водорослях?

Учащиеся заполняют 1 колонку таблицы (устно), которая расположена на доске

Что я знаю о водорослях

Что я узнал о водорослях

Вопросы: Да – синий, Нет – розовый

1. Водоросли – это низшее растения?

2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?

3. Водоросли имеют органы?

4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?

5. По способу питания водоросли автотрофы?

6. Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?

7. При половом размножении образуются гаметы?

8. Все растущие в воде растения – водоросли.

9. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (на коре деревьев, на почве и в почве).

10. Хламидомонада имеет две пульсирующие вакуоли.

Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветами кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в зарослях. Поверхность прудов затягивает ряска. Всё это обитающие в воде растения. Как вы считаете это водоросли?

Тогда, что такое водоросли? Чем они отличаются от водных растений?

1. Какие царства живой природы вы знаете?

2. К какому царству относятся водоросли?

3. Почему водоросли называют самыми древними растениями на Земле?

Водоросли древнейшая группа растений. Они возникли более 900 млн. лет назад. Общее число видов составляет 30 тыс.видов.

Тема урока: Многоклеточные водоросли. Значение водорослей.

На 1 этапе изучения темы мы с вами познакомимся со строением многоклеточных водорослей. Какова цель этого этапа?

Учащиеся формулируют цель: изучить строение трех представителей пресноводных водорослей, сравнив их выделить сходства и различия.

Учитель: Реализовывать поставленную цель вы будете методом исследования, самостоятельно выполняя лабораторную работу, которая представлена в форме презентации на компьютере
Учащиеся выполняют работу в паре.

Форма: парная; метод: проблемно – сообщающий метод, самостоятельная работа, самооценка, формулировка выводов.

Критерии усвоения материала:

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Методы мотивирования учебной активности: похвала, консультирование учеников у которых возникло затруднение

Цель для учеников:

Обучающая: закрепить материал о строении и жизнедеятельности водорослей

Развивающая: выполнение задания в изменённой ситуации

Воспитывающая: воспитывать самооценку своей деятельности

Работа по электронному учебнику.

А) Выполнить лабораторную работу.

Б) Обсудите в парах и устно подготовьте ответы на вопросы (вопросы для диалога)

Вопросы для диалога:

1. Какие водоросли вы рассмотрели?

2. Перечислите сходства в исследуемых водорослях? (состоят из клеток; имеют хроматофор зелёного цвета)

3. Перечислите три основных отличия в исследуемых водорослях? (бывают одноклеточные и многоклеточные; в клетках хроматофоры разной формы; бывают свободноплавающими и прикрепленными)
4. Почему водоросли не могут расти в почве как другие растения? (не имеют тканей, органов)

5. Чем отличается строение водоросли от кувшинки? (водоросли не имеют органов)

Введение новых понятий (понятия на магнитную доску) В связи с этим водоросли называют низшими растениями, а их тело называется слоевище.

Следующий этап нашего урока, познакомиться с Многообразием и значением многоклеточных водорослей.

Используя электронный учебник, скажите, какие отделы выделяют среди водорослей?

Многоклеточные водоросли

1/Temp/msohtml1/01/clip_image001.gif” />1/Temp/msohtml1/01/clip_image001.gif” />

Читать еще:  Пересадка голубики на новое место осенью
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector