Объемная резьба по дереву для начинающих

Осваиваем резьбу по дереву в закладки 1

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

  • 1 Виды резьбы и техники
  • 2 Рабочее место резчика
  • 3 Требования к инструменту
  • 4 Когда начинается творчество

Виды резьбы и техники

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная резьба;
  • ажурная;
  • глухая резьба с подобранным фоном;
  • прорезная контурная резьба ;
  • накладная.

Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.

Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.

рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Читать еще:  Посадка малины осенью

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.

Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.

Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.


Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

Когда начинается творчество

Если человек интересуется резьбой по дереву, это говорит о том, что у него творческая натура. Овладев навыками резьбы геометрических рисунков, он на этом не остановится. Дерево — материал пластичный и позволяет экспериментировать. Но, разрабатывая эскизы будущих шедевров, нужно учитывать, что древесина разных пород отличается.

Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.

В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.

Вдохните в дерево жизнь: техника реалистичной резной скульптуры

Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

Читать еще:  Как привить яблоню осенью на старое дерево

Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).

Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

Объемная резьба по дереву

Создать объемные деревянные изделия не так уж и просто, поскольку аналогичный процесс является целой наукой, известной как объемная резьба по дереву. Древесина считается одним из древнейших материалов, используемых для изготовления различных объектов и построек. Подобное сырье достаточно практично и в меру надежно, а также обладает довольно хорошими характеристиками сохранения тепла.

Скульптура выполненная объемной резьбой

Кроме аналогичных критериев, дерево отличается и великолепными внешними качествами, что позволяет использовать его для создания разнообразных декоративных объектов.

Назначение объемной резьбы и ее роль для стилистической направленности интерьера

Создание различных элементов декора путем выпиливания их из древесины является достаточно кропотливым и сложным занятием, требующим наличия определенного таланта.

Как любое направление искусства, подобный процесс считается творческим и может быть использован лишь людьми с определенным складом ума.

Другим же приходится только наслаждаться продуктами их труда, используя изделия в качестве украшений собственного дома или различных элементов декора.

Объемная резьба по дереву является одним из направлений декоративной обработки древесины, позволяющим создавать великолепные и яркие образы, способные лаконично вписаться в любой интерьер или стать красочным украшением веранды дачной бытовки. Однако работать с древесиной дано не каждому точно так же, как и писать картины. Кроме того, этому мастерству нужно долго и упорно учиться.

Читать еще:  Как подготовить грядки осенью к посадке весной

Создание же декоративной отделки из дерева является отличным решением, дающим возможность изготавливать элегантное покрытие, отличающееся не только внешними качествами, но и придающее помещению особую атмосферу.

Резные скульптуры для декорирования интерьера

Наилучшим решением будет обращение к профессионалам, которые создадут все необходимые образы и эскизы, а также в максимально сжатые сроки предоставят готовый результат.

Однако такой подход требует значительного вложения материальных средств и будет оправдан лишь при больших объемах работ. Создание же мелких деталей или негабаритных объектов лучше попытаться выполнить самостоятельно.

Пример изготовления необыкновенного объекта при помощи объемной резьбы по дереву Вернуться к оглавлению

Структура работы и проведение подготовительных работ

Резьба по дереву для начинающих все же подразумевает наличие минимальных начальных навыков, основанных на умении работать с инструментом для резьбы и ухаживать за ним.

К тому же придание формы куску обыкновенной древесины является достаточно творческим занятием, требующим выверенного подхода и определенной точности. Исходя из этого проведение всей последовательности работ можно подразделить на этапы, различные по своей направленности и назначению. Выглядит этот перечень, в наилучшем виде описывающий структуру процесса, следующим образом:

  • подготовительные работы;
  • сбор инструмента;
  • непосредственное проведение резьбы;
  • обработка готового изделия.

Все эти категории работ в наилучшем виде и полностью описывают процедуру по созданию резных деревянных объектов.

Посуда выполненная объемной резьбой

Подготовительные работы заключаются в выборе древесины и изготовлении принципиальной схемы объекта. При этом оба направления являются крайне важными, поскольку от них в наибольшей степени зависит структура и сложность будущих работ.

Крупные масштабные объекты лучше всего вырезать из древесины мягких сортов, поскольку она более податливая и пластичная. В таких условиях наиболее подходящими сортами дерева являются ольха, липа, верба, тополь или сосна. В то время как для производства мелких деталей наилучшим решением будут твердые породы деревьев, наподобие дуба или клена.


Эскизы для резьбы по дереву требуют достаточно точные, поскольку чем тщательнее будет составлен проект объекта, тем естественнее он получится в реальности. Наилучшим решением для выполнение этой части работ является перенос визуальных характеристик будущего декора на бумагу или создание его глиняной копии. Для воплощения в жизнь этой задачи и понадобятся творческие данные, которые дадут возможность получить наиболее реалистичную копию.

Сбор инструмента и завершающие стадии проведения работ

Резьба по дереву для начинающих состоит из нескольких равноценных этапов, и следующим из них является подготовка инструмента. Следует сразу отметить, что для проведения подобных работ требуется достаточно специфическое оборудование.

Этими устройствами могут быть как различные деревообрабатывающие станки, так и обыкновенный инструмент, который найдется в хозяйстве у любого домашнего мастера. Раздобыть профессиональное оборудование для работы в домашних условиях практически нереально, поэтому про станки придется забыть и использовать различные подручные средства. При этом особого внимания требуют следующие экземпляры:

  • ножи различных размеров и форм;
  • набор стамесок;
  • напильники;
  • надфили;
  • наждачная бумага.

Поэтапное выполнение скульптуры объемной резьбой

В целом, объемная резьба по дереву может осуществляться с применением разнообразных инструментов. Главным критерием их выбора является удобство и навыки работы, а остальные качества придут во время работы.

Деревообрабатывающие станки являются наиболее эффективными средствами для объемной резьбы по дереву. Однако за их неимением проводить работы приходится вручную. Их структура заключается в первоначальном снятии больших участков поверхности, которые не пригодятся для дальнейшей работы. Для этого можно использовать любой грубый инструмент, начиная от ножовки и заканчивая лобзиком. В свою очередь, придание формы изделию осуществляется путем использования более тонких средств, таких как надфили или ножи.

Пример работы, сделанной путем объемной резьбы своими руками

Готовый объект проходит длительную шлифовку, позволяющую придать ему завершающие штрихи, и подвергается обработке различными средствами, продлевающими жизнь изделия.

Подобными средствами являются разнообразные лаки, морилки и краски, дающие возможность не только сохранить внешний вид объекта, но сделать его более ярким и красочным. После аналогичной обработки готовое изделие будет обладать максимальными качествами реалистичности, а его соответствие оригинальному объекту полностью зависит от таланта человека, воплощавшего эскизы в жизнь.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector